postheadericon "Роль денег в воспитании детей" Анна Варга

  Чтобы деньги не мешали, а помогали.

Деньги — это важная часть реальности. Ребенка надо учить обращаться с деньгами. Например, делать покупки. Это и помощь для семьи, и приобретение социальных навыков. Если магазин расположен неподалеку и путь к нему безопасен, то шестилетний ребенок может совершать одну покупку, допустим, покупать хлеб.

Научить этому можно в три этапа:

A. Дома с ребенком обсуждаете, как он теперь будет покупать хлеб. Куда пойдет, какого и сколько хлеба купит. Обсуждаете цену хлеба.

Б. Устраиваете несколько репетиций. Даете более или менее точную сумму денег ребенку. Лучше чуть большую. Идете в магазин вместе, вместе выбираете хлеб, затем оплату производит ребенок сам, вы стоите рядом, молча. Ребенок может не сразу или неловко вступить в контакт с продавцом или кассиром. Молчите, дайте ему и продавцу шанс пообщаться. Как бы это ни произошло, похвалите ребенка обязательно. Возвращайтесь домой вместе. Всем, кому можно, расскажите, что сегодня Маня, Ваня... сам (а) покупал (а) хлеб. В следующий раз повторите все то же самое.

B. Тренируйте ребенка, самоустраняясь все больше и больше. Находитесь в магазине вместе, но он выбирает хлеб сам. Доходите до дверей магазина, но внутрь не заходите, ждете снаружи. Идете до магазина вместе, но как бы врозь, играете, что вы чужие люди, не общаетесь. Лучше всего идти за спиной у ребенка, чтобы он вас не видел. Так же возвращаетесь. Каждый раз хвалите. Действуйте таким образом до тех пор, пока ребенок уверенно не начнет все проделывать самостоятельно, и главное, с удовольствием.

Чем старше становится ребенок, тем больше покупок ему можно поручать. Венец всего предприятия — когда подросток сам решает, что и когда покупать из вверенного ему набора.

Карманные деньги.

Хорошо научить ребенка планировать траты. Для этого у ребенка должны быть карманные деньги. Карманные деньги должны появляться у ребенка в тот момент жизни, когда ему предстоят регулярные траты. Обычно это совпадает со временем начала школы.

Сколько давать? Это стоит обсудить с ребенком. Правило такое: карманных денег должно хватать на нужды ребенка в школе, но их не должно быть заметно больше или меньше, чем у других детей. Сумма карманных денег должна быть фиксированной и неотъемлемой. Если ребенок хочет больше, переговорный процесс должен начаться снова.

Нельзя лишать ребенка карманных денег в качестве наказания!

Первокласснику лучше давать их каждый день. Чем старше ребенок, тем реже он получает свои карманные деньги. Раз в неделю, раз в месяц. Таким образом, ребенок учится распоряжаться своими деньгами. Если ребенок не рассчитал и потратил недельные деньги за один день, ему придется ждать до следующей недели. Главное здесь — не ругать его, а сочувствовать и убеждать в том, что в следующий раз он все сделает правильно, и ни в коем случае не давать дополнительных денег, как бы ребенок ни просил.

 

Может ли ребенок зарабатывать деньги в своей семье?

Прекрасно может, если он делает работу, на которую могут быть наняты разные помощники по хозяйству, слесари, уборщицы и т. п. Это отлично получается в тех семьях, где вообще считается, что главный путь обретения денег — труд и честный заработок.

Многих смущает кажущийся цинизм ситуации. Ребенок вроде как должен помогать своим родным по доброй воле, бесплатно и радостно. Это, во-первых, спорно, а во-вторых, наивно. Конечно, все родители мечтают о том, что ребенок будет выносить помойное ведро с ликующими криками, но трезвомыслящие понимают, что это пустые мечты.

Говоря об оплаченном труде ребенка, я не имею в виду участие в генеральной уборке, которую делает вся семья. Я имею в виду услуги. Например, чистить папины ботинки, красить забор, что-нибудь в этом роде. О цене и сроках надо договориться и следить за тем, чтобы ребенок выполнял взятые на себя обязательства.

Это очень тонкий момент. Есть две ошибки, которые могут погубить все дело:

Ошибка № 1: «нанять» ребенка и начать подгонять его.
Допустим, каждый вечер ребенок должен чистить обувь к завтрашнему дню. Договорились, что обувь должна быть вычищена к 10 часам вечера. Половина десятого, а ребенок еще не приступал. Мама и/или папа начинают напоминать. Полный провал. Этим действием родители невольно и безвозвратно сообщают ребенку, что они заинтересованы в том, чтобы он  отработал по «договору найма», больше, чем ребенок. Если ребенок не уложился в срок, он  просто не получает деньги в этот раз. Это даже обсуждать не нужно — не дали денег и молча показали на часы, на которых уже десять тридцать. Дальше общаетесь, как ни в чем не бывало.

Ошибка № 2: «нанять» ребенка и начать плясать под его дудку.
Допустим, ребенку нужны деньги. Он обувь два раза в день почистил, вечером и еще раз этим же вечером. Денег за второй раз не давать, а общаться, как ни в чем не бывало.

Дорогие подарки, дарить ли их?

Стоит различать собственно подарки, что-то подаренное к празднику, по доброте душевной и от любви, и подарки как знаки поощрения в воспитательном процессе.

С собственно подарками есть только две сложности. Во-первых, подарки не должны быть способом управления и манипуляции. Нельзя обещать подарок и не подарить. Нельзя подарить и потом отнять. Подаренная вещь становится собственностью ребенка, он может распоряжаться ею как угодно. Во-вторых, даря подарки, надо предварительно подумать, какие потребности у ребенка вы этим актом сформируете. Одно дело — пялиться на экран, где происходит нечто помимо твоей воли, другое дело быть творцом самому, рисуя, строя.

Выбирая собственно подарки, можно дарить даже то, что вы сами хотели иметь в детстве. Может, этот подарок вас будет радовать больше, чем вашего ребенка. Нет проблем. Поскольку это его собственность, он ее засунет куда-нибудь и просто не будет пользоваться.

Совсем другое дело подарки как поощрения. Поощрением он будет только в том случае, если отвечает значимым потребностям ребенка. Поэтому к выбору таких подарков стоит отнестись крайне внимательно.

Ребенок его должен заслужить, совершив некие действия, о которых вы с ним договорились заранее. Помните только одно: чем меньше ребенок, тем короче должен быть весь путь от условия до получения или не получения подарка. С шестилетним ребенком нельзя договориться о том, что он-де всю неделю будет свою постель убирать, и тогда в воскресенье вы с ним куда-то там пойдете в вожделенное место. Такой маленький ребенок обычно не в состоянии мотивироваться чем-то, что еще только в воскресенье случится. Для него воскресенье — как будущий год. Для него адекватным условием будет, если каждый раз за убранную постель он будет получать симпатичный маленький подарок. Причем этот маленький подарок должен вручаться ему в ту самую секунду, когда постель будет застелена. Я вообще сторонник маленьких шагов в воспитании. Даже со старшеклассником эффективнее требуемые действия разбивать на этапы и поощрять каждый этап.

Условия получения воспитательных подарков должны быть реалистичными и адекватными возможностям конкретного ребенка.

Что делать, если ребенок ворует у посторонних?

Как всякое действие, такое воровство является неким сообщением, которое ребенок адресует своему окружению. Наиболее часто сообщается следующее.

Хочу быть, как ты. Ребенок ворует вещи у своих героев и кумиров.
Обычно — это его одноклассники или одношкольники. Восхищение и зависть перемешиваются, хочется обладать всеми завидными свойствами самому, а чтобы человека-кумира не было вообще. Истоки этого вида воровства — в низкой самооценке ребенка. Это случай для психотерапии. Низкая самооценка на человека с неба не валится. Обычно это результат неких процессов в семье ребенка, невольного «воспитания».

Игра в полицейского и вора. Ребенок ворует деньги и все, что имеет ценность, все, что плохо лежит.
Важно понять, что он потом делает с ворованным. Если просто складывает или даже семье помогает, то это сообщение такое: поймайте, если сможете. Лихость, ловкость и отсутствие понятий добра и зла. Такой воришка хочет восхищения. Он еще много чего за аплодисменты может сделать. Все прекращается, если взрослые помогут ему занять более статусное положение в обществе. Он тогда будет получать аплодисменты за более достойные занятия.

Если же ворованное используется для дальнейшего обогащения или опасных удовольствий, есть единомышленники и «подельники» — то это влияние дурной компании. Ребенок стал разделять взгляды и ценности асоциальной группы. Задача в таком случае — оторвать от друзей, или всю компанию «перевербовать». Иногда это бывает ужасно трудно сделать. Понятно, что самые пугающие случаи — если ребенок ворует, чтобы покупать наркотики.

К сожалению, асоциальная компания не случайно становится такой притягательной и могущественной для ребенка. Под ее власть попадают дети, не нашедшие хорошего взаимопонимания в семье. Родители в таких семьях сами часто замучены проблемами и тревогами, у них не хватало сил на контакт с ребенком. Поэтому, когда ребенок «отплывает к другим берегам», родители замечают это поздно. А сил у них как не было, так и нет. Редкая семья справится в одиночку.

Иногда эффективно получается, если родители используют все возможности социума: далеко живущих родственников, священников, психологов, сверстников из других компаний, спортивных тренеров. В любом случае, воровство у посторонних — более грозный симптом, чем воровство в семье. Обращайтесь за внешней помощью.

Если вы хотите, чтобы деньги мало что определяли в жизни ребенка,
чтобы он был счастлив с ними и без них,
придерживайтесь нескольких простых советов:

 

1. Создайте денежную прозрачность:
  • ребенок должен знать семейный бюджет и семейные денежные приоритеты
  • ребенок должен знать, сколько стоит его содержание, и какой процент от бюджета идет на него

2. У ребенка должно быть ощущение, что деньги в семье делятся справедливо.

3. Ребенок должен понимать, что деньги — это способ получения возможностей, которые не лежат в сфере отношений. Когда деньги включены в человеческие отношения, начинаются проблемы.

4. Нельзя ни поощрять, ни наказывать деньгами, но можно оплачивать деньгами детский

 труд.

Hits: 867
Комментарии (0)Add Comment

Написать комментарий
Меньше | Больше

security code
Напишите отображаемые буквы


busy