postheadericon Под куполом цирка – между страхами и мечтами…

Лучшие клоуны в цирке – это мы в жизни.

Леонид  Сухоруков

Жонглер: человек, подбрасывающий тарелки, чтобы не потерять кусок хлеба.

Ян Чарный

Эквилибрист на проволоке - высокое искусство!

Иванов А.

- Папа, а если бы я работала в цирке, кем бы я была? – спросила я как-то моего папу сидевшего на кухне и пившего чай.

- Наверное, ты бы стала эксцентриком - задумчиво ответил он

- Почему?

- Потому что ты не ординарна, и я вижу тебя в этом жанре…

Тут в разговор вмешалась мама:

- А мне кажется, что ты бы была дрессировщицей…

- Кого? – уточнила я (в голове сразу возник манеж,  я с хлыстом управляю тиграми, и они прыгают с тумбочки на тумбочку)

- Это неважно кого, дрессура везде одинаковая - улыбнулась она.

Я задумалась интересно, а кем бы я была, если бы я продолжила династию, наверно папа прав, эксцентрика мне больше подходит, но как же тогда драйв и адреналин? Нет, дрессура тоже интересно, но бедные животные, я знаю, как их мучают. Это бы я не смогла.

Спустя 10 минут раздумий я спросила, а почему не эквилибр на проволоке?

- Нет, дочь - сказал папа – Это огромный труд, очень сложный и болезненный. Зачем тебе это?

Я промолчала.

 

После этого разговора прошло недели две.  Тут появились темы выпускной работы, и я вспомнила  этот разговор.

Оценивая то, что я знаю про цирковое искусство и психологию, я пришла к выводу, что далеко не ушла от своих предков и нахожусь в профессии, которая очень напоминает мне мою семью, цирковые жанры и ту атмосферу, в которой я росла…

Сегодня я бы хотела поделиться тем общим, что я  нашла, в этих двух профессиях, кажущихся разными  на первый взгляд, но если присмотреться, не таких и разных, когда начинаешь сравнивать. В своих рассуждениях, я хочу обратиться к жанрам  циркового искусства и школам, точнее направлениям в семейной психологии, а может и к некоторым методам которыми мы психологи, пользуемся на сессии:

Жанр "дрессура"

Специфика
Дрессура - (от французского drеsser - обучать, натаскивать) жанр циркового искусства, заключающийся в приручении и подготовки животных к публичной демонстрации трюков на манеже или другой зрелищной площадке.

В психологии этот жанр перекликается с бихевиориально  - когнитивной семейной психотерапией, где не важно как, а важен результат (отрабатывание навыков), а так же с некоторыми методами стратегического подхода (когда клиент делает что-то по часам).

Жанр "иллюзия"

Специфика
Иллюзия - (от латинского illusio - заблуждение, обман) цирковой жанр, основным выразительным средством которого является фокус, который при всей загадочности создает впечатление реальности. Иллюзионизм - показ фокусов, основанных на применении специальной аппаратуры.


Для меня это - стратегический подход со всеми своими уловками. Когда клиент не понимает, как такое простое задание решает его глобальную проблему. Терапевт в данном случае является и режиссером и актером,  играющим главную роль. Он должен в совершенстве владеть терапевтическими техниками, так же как и иллюзионист в совершенстве оттачивает каждый свой фокус, что бы он выглядел идеально, и не возможно было бы догадаться, в чём секрет. Другими словами терапевт должен быть одновременно и ученым и артистом. Как краткосрочная стратегическая терапия поражает своей кажущейся простотой так и иллюзионный трюк кажется, прост и понятен. Однако за подобной простотой скрывается сложная сеть тонких отточенных манёвров, являющихся плодом длительного обучения и трудоемкого экспериментирования.

Цирковая пантомима.

Специфика
Пантомима (от греческого слова pantomimos - все воспроизводящий подражанием)
Цирковая миниатюра без текста (или с минимальным количеством слов), исполняемая соло или группой артистов.

Методы психодрамы и такие техники как скульптура, напоминают мне тематические сюжетные цирковые спектакли на основе, решенного средствами цирковой и театральной выразительности, которые входят в цирковом искусстве в специфику пантомимы.

 

Жанр "клоунада"

Специфика
Клоунада - 1. Цирковой жанр, основанный на выступлении артистов в комическом образе-маске с номерами, построенными на приемах буффонады, эксцентрики, пародии, гротеска.

В современном цирковом и эстрадном искусстве клоуны работают, как правило, парами или группой (устойчивая традиционная клоунская пара — «рыжий» и «белый» клоуны). При сольном выступлении партнером «рыжего» клоуна может выступать шпрехшталмейстер или униформист; в эстрадном представлении — публика в зале или отдельный зритель.

Клоун — одна из самых демократических и в то же время самых сложных и универсальных специализаций актёра. История не знает примеров освоения жанра клоунады трагическими артистами; однако обратные примеры — не столь уж редки.

Ограничения в психотерапии зависят только от личных ограничений терапевта.....

(З. Фрейд)

Если сравнивать жанр клоунады и психотерапию, в эту категорию вошли бы техника ко-терапии ( «рыжий» и «белый» клоун), психодраматическая часть терапевта «трикстера» чья роль заключается в том, чтоб дурачиться и играть, и с помощью этого повышать самосознание и служить уравновешивающим механизмом. Так же то, как работал Карл Витакер, напоминает мне о том, что не всегда серьезностью, а иногда и через юмор или неординарные действия можно добиться решения проблемы клиента.

Для меня, оказалось, очень сложно сравнивать именно этот жанр, так как эксцентрику я люблю, а вот клоунада, в сегодняшнем цирке, у меня вызывает отвращение.

Жанр "эквилибр"

Специфика
Эквилибр (от латинского aeguilibris - находящийся в равновесии), один из основных цирковых жанров. Объединяет одиночные и групповые выступления артистов, демонстрирующих искусство сохранения равновесия при неустойчивом положении тела на земле или на различных снарядах, в том числе на свободной проволоке.

В своих суждениях я обращусь к эквилибру на свободной проволоке. Хоть мой папа и не хотел бы, что бы я его работала в цирке, но так получилась, что я работаю этот жанр в психологии, совмещая  школы семейной психологии, при этом, пытаясь не потерять нейтральность к клиентам, видя и слыша своего ко-терапевта.

Смотря на выступления моего папы, я хочу сказать ему огромное спасибо, что он показал, как можно совмещать в работе несколько жанров, и при этом держать равновесие, и  быть первоклассным эксцентриком - эквилибристом.


 

Психологом труднее быть, чем артистом.

Артист всегда может сняться в кино и получить хороший гонорар.

А у психолога нет такой возможности,

он ещё больше зависит от «своего зрителя».

Сергей Иншин.


Р.S: Данный текст я посвящаю своей  семье, которая всегда была рядом, помогала, а главное дала свободу выбора и возможность вернуться к истокам династии ИНШИНЫХ.

 

 


 

 

Hits: 1033
Комментарии (0)Add Comment

Написать комментарий
Меньше | Больше

security code
Напишите отображаемые буквы


busy