postheadericon Анна Варга "Насильники поневоле"

 Насилие в семье, всякое - физическое, сексуальное, эмоциональное - происходит часто и во многих семьях, но совсем не всегда воспринимается как насилие всеми участниками этого процесса.

Есть, конечно, очевидные случаи, когда отцы, отчимы, дяди и прочие родственники мужского пола насилуют и\или систематически избивают маленьких девочек или мальчиков. Обычно такое квалифицируется окружающими как насилие. Во многих других случаях насильник не считает, что он совершает насилие, жертва не считает, что подвергается насилию, и свидетель не понимает, что же он наблюдает. Муж с женой поссорились и подрались, но муж оказался мощнее жены и в пылу драки избил ее несколько сильнее, чем собирался. Это что? Физическое насилие? Девять человек из десяти удивятся такому определению. "Семейное дело, с кем не бывает, ну повздорили, милые дерутся..." Я наблюдала кросскультурный брак - муж русский, жена американка. Однажды муж дал пощечину жене. Жена решила с ним развестись и, мало того, посадить его в тюрьму за физическое насилие. Жили бы они в Америке, так бы она и сделала. В России у нее это не вышло. В милиции очень смеялись, а муж сказал: "Ты еще глупее, чем я думал. У нас в семье это обычное дело. Папа маму бил, и я свою первую жену поколачивал". Против развода муж не возражал, обиделся за то, что в тюрьму жена хотела его посадить. А вот еще знакомый сюжет. Муж требует от жены секса. Если она откажет, то будет скандал. Ссора на несколько дней. Жена соглашается. Занимается с мужем любовью по принуждению и не знает, что является жертвой супружеского насилия. Ребенок плохо себя ведет. Его нашлепали. Родители скажут: "Мы его учили". На самом деле по отношению к ребенку было осуществлено физическое насилие. Много ли тех, кого в детстве пальцем никто не тронул? А уж тех, на кого в детстве ни разу не накричали, совсем не найдется. Не дома, так в школе кричали, пугали угрозами страшными. Нормальная ситуация развития российского ребенка сопровождается таким эмоциональным насилием чуть ли не каждый день. Между тем стресс, который переживает ребенок в ситуации эмоционального насилия, ничем не отличается от стресса, который бывает в ситуации физического и сексуального насилия. В свое время под моим руководством была выполнена курсовая работа на кафедре психологии и педагогики педагогического института, теперь это педагогический университет. Среди студентов проводился опрос: какое самое неприятное школьное воспоминание? Оказалось, что у большинства самое неприятное воспоминание - это крик учителя. Интересно, что не важно, кричал ли учитель на тебя или на твоего одноклассника. Одинаково травматично быть и жертвой, и свидетелем насилия. Любое систематическое насилие приводит к тому, что у жертвы и у свидетеля развиваются посттравматические стрессовые расстройства. В обыденной жизни наиболее заметными признаками постстрессового расстройства являются так называемые симптомы повышенной возбудимости у ребенка: раздражительность, нарушения сна, непослушание, трудности концентрации внимания, взрывные реакции, непроизвольная физиологическая реакция на событие, символизирующее или напоминающее травму. Например, если замахнуться рукой на битого ребенка, он может зажмуриться, отшатнуться, закрыться руками, испугаться, заплакать, несмотря на то, что столкнулся только с угрозой, не с реальным насилием. Небитый ребенок просто удивится. Симптомы повышенной возбудимости - это самые малые признаки посттравматического стрессового расстройства, которые могут вызываться бытовым насилием любого рода. Есть, однако, еще одно следствие опыта насилия, которое в каком-то смысле страшнее вышеперечисленных. Пережитое насилие приводит к формированию сниженной самооценки. Ребенок делает выводы о себе, о том, чего он стоит в этой жизни, по тому, как к нему относятся значимые взрослые. Если ребенка обижают, унижают, бьют, пугают криком, угрозами, сексуально используют и т.д., то ребенок уверяется в том, что ничего лучшего он и не стоит, что все это он заслужил, потому что он плохой. Часто это иррациональное убеждение формирует всю его дальнейшую жизнь. Надо сказать, что такая же логика есть и у взрослых жертв насилия. Они всегда спрашивают себя: "Почему это случилось со мной?" В случайных, иррациональных, жестоких и несправедливых событиях люди стараются найти логику и смысл: возмездие за грехи, собственное неправильное поведение, вроде провокации насилия, и некое ощущение своей общей мерзости, которая и есть причина произошедшего. У ребенка низкая самооценка приводит к тому, что он перестает искать доброе отношение к себе, стремиться к успеху. Пережитый опыт насилия научит ребенка это насилие совершать, правда, теперь по отношению к более слабым и беззащитным. Многие взрослые насильники в детстве были жертвами насилия....

 

postheadericon Имидж по телефону


На том конце слышно гораздо больше, чем Вы сказали.
Вот что значит техника

– Бабушка, а почему у тебя такие большие уши?
– Чтобы лучше слышать тебя, дитя мое.

Что можно сказать по телефону за десять секунд? В лучшем случае поздороваться и представиться. Что можно услышать за это же время? Очень много!

Человек, звонящий по делу, всегда напряжен. А из-за лишения привычной опоры на зрительное восприятие – невероятно "ушаст". Ловятся малейшие оттенки интонации, тембра, ритма речи. Такие, на которые никогда не обращается внимание при общении лицом к лицу. В результате за первые 10-20 секунд на слух формируется образ партнера – того, кто принимает звонок. Этот стиль и образ звонящий бессознательно приписывает организации в целом. Разбираются, как водится, потом. Но важнейшая установка на доверие/недоверие возникает сразу. Как это происходит?

На две трети первое впечатление о телефонном собеседнике создается не за счет самих слов, а за счет их "музыкальной" составляющей. На нее сами говорящие как раз обычно большого внимания не обращают. И зря. К примеру, низкие голоса – как мужские, так и женские – ассоциируются с более высоким положением говорящего. А обладательница, скажем, певучего, поставленного, немного манерного голоса часто видится как бездельница с длинными ногтями ("Ах, ты пела? Это дело..."). Почему? Задайте вопрос полегче....
 

postheadericon О поиске совершенства... (притча)


 Ученику, который постоянно всех критиковал, мастер сказал:

 

– Если ищешь совершенства, стремись изменить себя, а не других. Проще самому надеть сандалии, чем покрывать ковром всю землю.

 

postheadericon ГИПЕРОПЁКА: ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО?


Вы любите, чтобы ваш малыш был при вас? Стараетесь сделать так, чтобы ему всегда было хорошо, и предупредить его желания еще до того, как он сам их осознал? Возможно, что вы проявляете чрезмерную заботу о вашем малыше - иными словами, гиперопекаете его.


Но действительно ли это лучшая модель воспитания, которую вы можете предложить своему ребенку?

Иногда вам и самой кажется, что вы чрезмерно заботитесь о своем ненаглядном, и что на самом деле столько внимания ему и не нужно, а может быть, даже вредно. Возможно, что в этом есть доля истины…

Случай из жизни

Леша был у Лидии единственным и долгожданным ребенком. В течение пяти лет она с мужем Сергеем безуспешно пыталась зачать малыша. Наконец, у них это получилось. Роды прошли спокойно, но вскоре малыш стал часто болеть: у него была слабая иммунная система. Из-за этого Леша почти все время был дома, а выходил гулять на улицу только под присмотром мамы и ненадолго.

Когда Лида думала о том, как ее малыш может простудиться, заболеть, у нее все холодело внутри. Поэтому, даже когда Леша пошел в школу, она провожала его от дома до учебы и обратно каждый день вплоть до пятого класса, несмотря на все его бурные протесты. Ребята в школе смеялись над ним. Мало кто хотел дружить с мальчиком, которого «до сих пор» мама водит в школу.

Сергей, муж Лидии, ушел из семьи, когда его сыну было восемь лет. Мама же продолжала водить ребенка в школу, делать уроки вместе с ним (у него одного не получалось) и водить в гости к своим подругам…

Результат такого воспитания не заставил себя ждать. Сейчас Алексею двадцать девять лет, он работает библиотекарем (в армию его не взяли по состоянию здоровья), и пока, мягко говоря, нельзя сказать, чтобы он состоялся в жизни. Почти все свободное время Алексей проводит дома, вместе с матерью, от которой все так же, как и в детстве, зависим. Он не женат, да и вряд ли это случится в ближайшее время....

 

postheadericon На мосту (притча)

 Человек, стоявший на высоком мосту, был очень молод. Он многое хотел свершить в  этой жизни, но почти ничего не успел. Любимая девушка от него отвернулись, все его предали, никому он был не нужен. Все в его молодой короткой жизни пошло наперекосяк, и не было сил начать сначала. Он сжег за собой все мосты. И теперь, чтобы свести счеты с этой никчемной жизнью, ему осталось сделать всего лишь один шаг...

Ссутулившись, он стоял на самом краю пропасти, разверзшейся под его ногами, и в последний раз глядел вниз на мельтешение городских огней. Молодой человек тяжело вздохнул и подался вперед, как вдруг...

— Добрый вечер, — неожиданно прозвучал надтреснутый старческий голос. — Помоги, чем сможешь, сынок!

Молодой человек невольно отшатнулся назад от пропасти и растерянно похлопал себя по карманам. Достал бумажник, вынул из него все деньги, которые теперь были ему не нужны, и протянул старику.

— Это не мне, сынок, — ответил старик. — Тут совсем рядом живут две девочки-сиротки. Голодают они, заброшенные и неухоженные. Отнеси им деньги, помоги, сынок.

Он стоял на высоком мосту, молодой, растерянный, минуту назад готовый совершить тяжкий грех самоубийства, и не знал, что ему делать.

— Хорошо, — неожиданно для самого себя согласился он, — давай адрес, я отнесу. «Эти деньги, — подумал он, — могут стать спасеньем для несчастных сироток, а потом... потом я снова вернусь сюда».

И чем дальше молодой человек уходил от моста, тем меньше решимости свести счеты с жизнью у него оставалось. Плечи его распрямлялись, шаг становился увереннее. Он понял вдруг, что не вернется больше на этот мост, потому что всегда можно найти людей, которым будешь нужен ты и твоя помощь.

 
Еще статьи...